БУДО

Направления занятий

«ШКОЛА ВОСЬМИ ЛУЧЕЙ»: ИСТОРИЯ ХАККО-РЮ ДЗЮДЗЮЦУ.

Олег Артеменко
«ШКОЛА ВОСЬМИ ЛУЧЕЙ»: ИСТОРИЯ ХАККО-РЮ ДЗЮДЗЮЦУ
(Статья перепечатана с сайта www.bushinkai.org)

Школа Хакко-рю дзюдзюцу представляет собой особый феномен в мире японских боевых искусств. Она – первая среди традиционных школ дзюдзюцу, переступившая рамки «истинной традиции» и, одновременно, сохранившая ее. Она – первая, открывшая широкой публике тайну тайн любой школы – «секретные техники» гокуи. Также она – первая, позволившая иностранцам получить высшие титулы и соответствующие им знания. Рассказать о ее истории, создателе, принципах устройства и методах обучения мы и попытаемся в этой статье.

Начало пути

Основатель Хакко-рю дзюдзюцу Окуяма Рюхо (настоящее имя Окуяма Ёсидзи) родился 30 декабря 1901 г. в городке Танидзи (в настоящее время Кахоку) уезда Нисимурасан в укрытой глубокими снегами префектуре Ямагата. По рассказам, в пятилетнем возрасте он серьезно заболел менингитом, от которого чудесным образом смог излечиться только благодаря помощи врача традиционной китайской медицины Тянь Юаня. Это навсегда определило уважительное отношение Окуямы к методикам традиционной дальневосточной медицины, изучению которой он впоследствии посвятил бóльшую часть своей жизни.

Мечтая о карьере политического деятеля, в 1923 г. 22-летний юноша фактически сбегает из дома, перебираясь сначала на Хоккайдо, а затем в Токио. Несмотря огромные бытовые трудности, Окуяме на следующий год удается поступить в Токийскую школу управления. Там он специализируется в политологии, религиоведении и ораторском искусстве, в последнем преуспевает особо. Огромное влияние на подающего надежды молодого политика оказал знаменитый оратор того времени, профессор Мацумото Кумпэй.

В это же время Окуяма, по-видимому, впервые[1] приобретает личный опыт применения «приемов» самозащиты. Один из его товарищей по учебе, занимавшийся дзюдо, попытался со спины придушить будущего создателя Хакко-рю дзюдзюцу, который в ответ на это просто… рассмеялся, легко освободившись от захвата. Это поразило, видимо, в первую очередь, самого Окуяму, который начинает всерьез задумываться о боевых искусствах. Эффектный способ освобождения от удушения послужил впоследствии превосходной иллюстрацией базовых положений Хакко-рю дзюдзюцу во время публичных демонстраций. Сёдай сокэ[2] часто повторял: «Смеющегося человека удушить невозможно».

Успешно окончив в 1927 г. Школу управления, Окуяма развернул бурную общественную деятельность. Вернувшись в г. Асахигава на Хоккайдо, он учредил Северо-японскую федерацию ораторского искусства и сразу же за этим организовал I Императорский конгресс ораторского искусства для молодежи. Членами правления конгресса стали 80 человек из различных населенных пунктов Хоккайдо, которые затем объявили о создании трех политических партий: патриотической, народной и партии справедливости. Окуяма Рюхо был избран председателем Патриотической партии Японии и занял пост «премьер-министра» своеобразного мини-парламента Японии, имитирующего структуру высшего законодательного органа страны. Деятельный характер не позволил Окуяме сидеть сложа руки и он начинает читать лекции по ораторскому искусству для молодежи, организует движение за социальное просвещение нации и поднятие патриотического духа.

Примерно в это же время состоялось его знакомство с Дайто-рю айки дзюдзюцу. В возрасте 27 лет сёдай сокэ становится учеником Мацуда Тосими (Хосаку), известного инструктора школы Дайто-рю, одного из самых талантливых учеников знаменитого Такэда Сокаку. Одновременно Окуяма изучает традиционную восточную медицину у известных специалистов того времени: Хирата Рёдзан и Минами Хайдзан. Обучение строилось по классической методике традиционной китайской медицины и включало в себя изучение теории пяти первоэлементов (гогёсэцу), Ин-Ё (кит. Инь-Ян), теории и практики кэйраку-терапии[3], методы пульсовой диагностики (мякудохо), классический массаж амма (кит. туйна) и точечный массаж сиацу, а также принципы правильного питания и некоторые другие разделы.

В 1936 г. Окуяма Рюхо, получив инструкторскую лицензию кёдзю дайри на право обучения Дайто-рю, начинает преподавать дзюдзюцу на Хоккайдо в Асахигава и в Токио в районе Одзи. Любопытно, что в Токио Дайто-рю вместе с Окуямой преподавал еще один ученик Мацуды Тосими, Маэда Такэси, который получил инструкторскую лицензию Дайто-рю только в 1960 г. после переезда в префектуру Гумма, где он организовал клуб Сёбукан. До этого, официально не имея права рекламировать Дайто-рю и набирать учеников, Маэда с 1946 г. по 1960 г. преподавал Дайто-рю айки дзюдзюцу под названием стиля Окуямы – Хакко-рю.

В 1939 г. Мацуда Тосими издает одно из первых учебных пособий по базовой технике Дайто-рю «Дайто-рю айки дзюдзюцу (ироха кун)», к которому Окуяма пишет предисловие. Упоминают также о том, что в том же 1939 г. Окуяма получил наставления от самого Такэда Сокаку. Так, в «Дневнике путешествий Окуяма Рюхо»[4] имеется следующая запись: «Время – 13-й – 14-й год эпохи Сёва (1938-1939 гг. – О. А.). Ему уже точно 82 года. Обучался в течение пяти дней». Здесь, однако, нужно отметить, что основатель школы Дайто-рю айки дзюдзюцу Такэда Сокаку родился в 1860 г., и 82 года ему должно было исполниться в 1942 г., а никак не в 1938[5]. Возможно, Окуяма где-то перепутал даты либо получил недостаточно точную информацию от Мацуда Тосими, через которого держал постоянный контакт со школой Дайто-рю. Как бы там ни было, истину здесь, очевидно, установить не удастся, поскольку иных данных не сохранилось. Это также подтверждает в своих многочисленных интервью нидай сокэ Окуяма Рюхо[6], который сообщает, что большая часть архива отца сгорела во время авианалета во время войны вместе со зданием Хакко-рю кобудзюку, которое находилось в токийском районе Канда.

С конца 20-х по начало 40-х гг. во время своих многочисленных поездок по Хоккайдо и по региону Канто[7] Окуяма знакомится с представителями других японских боевых искусств. Где, когда и у кого из них учился Окуяма, утверждать сложно из-за нехватки достоверной информации. Точно известно, что сёдай сокэ хорошо владел тэссэн (железным веером), знал технику боя кусаригама (серп на длинной цепи), дзё (палкой длиной около метра или чуть более) и дзиттэ (железная полицейская дубинка с гардой-крючком), владел сюрикэн-дзюцу (техника метания пластин и стрелок), кэндзюцу и иайдзюцу. В частности известно, что искусство выхватывания меча иай он постигал у мастера школы Нагатани Кавафуро-рю Ямагути Ёсикадзу. Помимо Дайто-рю дзюдзюцу, Окуяма Рюхо изучал также дзюдзюцу школы Ягю Синган-рю у Судзуки Сэнсаку и технику самозащиты госиндзюцу у Накадзава Сохаку[8] и, по-видимому, другие направления. Утрата архива Окуямы Рюхо не позволяет восстановить его биографию полностью, однако не подлежит сомнению, что сёдай сокэ имел довольно широкий спектр контактов со многими мастерами японских будзюцу.

В 1941 г. Окуяма основывает в Токио медицинский лицей Кохо гидзюку («Лицей императорской медицины»), где принимает больных и преподает основы традиционной восточной медицины в японской традиции Кохо игаку («Методы императорской медицины»)[9].

Период Кохо гидзюку – время напряженной профессиональной деятельности и, одновременно, учебы и становления Окуямы Рюхо как врача и зрелого мастера боевых искусств. В довоенные годы Окуяма неоднократно выезжал на Сахалин с целью рекламы методов Кохо игаку. В 1937 г. официальным приказом администрации Хоккайдо он назначается ответственным директором-распорядителем по медицине и председателем ассоциации врачей г. Асахигава[10].

За свою жизнь сёдай сокэ подготовил немало хороших специалистов по восточной медицине. При этом контакты Окуямы с основателем Кохо игаку Хирата Рёдзан в 1937-38 гг. прекратились ввиду разногласий по поводу методов применения пальцевой акупрессуры: метод Хирата предполагал непосредственное воздействие на болезненную зону, а Окуяма настаивал на том, что во время лечения больной области касаться нельзя. В то же время Окуяма долгие годы сотрудничал с другим своим учителем в области восточной медицины Минами Хайдзаном. Важно также отметить, что именно в эти годы Окуяма самостоятельно приходит к мысли о необходимости использования методов восточной терапии в практике будо и неразрывной связи восточной медицины с боевыми искусствами.

Полученные знания не позволяют Окуяме замыкаться в рамках одного Дайто-рю айки дзюдзюцу, и он постепенно начинает формировать собственную школу более универсального будо, акцентируя внимание на работе с энергетическими меридианами и биологически активными точками. Формирование Хакко-рю дзюдзюцу как самостоятельного направления продолжалось на протяжении всей жизни Окуямы Рюхо. Это видно даже по смене названий школы, которая до 1938 г. именовалась «Мэйсидо» («Путь выдающего человека»), с 1938 г. по 1941 г. − «Синсидо» («Путь джентльмена»), и только в июне 1941 г. обрела свое окончательное название «Хакко-рю» («Школа восьми лучей»[11]).

Впервые боевое искусство Окуямы Рюхо под названием «Мэйсидо» было представлено широкой публике в 1938 г., когда в газете «Ёмиури симбун» от 8 мая 1938 г. появилась рекламная статья под названием: «Публичная лекция и реальная демонстрация секретного искусства "Мэйсидо" (Тайная техника идеальной самозащиты − безусловное наказание преступника. Лучшее будо для повседневной жизни)». Демонстрация, на которой присутствовало около 800 человек, проводилась в большом лекционном зале компании «Дэнцу» в центре Токио 9 мая 1938 г. Роль распорядителя взял на себя бывший однокурсник Окуямы Исидзаки Когин, а ассистентом выступил мастер Ёсин-рю дзюдзюцу Кавагути Дзэнносукэ. Выступление и лекция прошли с огромным успехом, количество учеников Окуямы резко увеличилось, и он арендовал под додзё помещение в токийском районе Хонго (пригород Мигуми).

Боевое искусство для «обычного человека»

Знаменательным днем для Окуямы стало 1 июня 1941 г., когда в синтоистском храме Мотодзи Мэй-гу токийского округа Сиба он на специальной церемонии официально провозгласил о создании школы Хакко-рю дзюдзюцу. В тот же день Окуяма, облаченный в одежды синтоистского священника, официально принял «боевое имя» Рюхо - «Пик дракона». С этого момента 1 июня 1941 г. считается днем основания Хакко-рю.

Основоположником школы (кайсо) Хакко-рю на упомянутой церемонии был провозглашен легендарный основатель Дайто-рю айки дзюдзюцу третий сын Минамото-но Ёриёси Минамото Синра Сабуро Ёсимицу. Чем руководствовался при этом Окуяма, сказать трудно, скорее всего, это было желание указать на преемственность Хакко-рю по отношению к Дайто-рю айки дзюдзюцу. Кроме того, семейная родословная сёдай сокэ указывает на некоего Окунояма Гэндзи, который, по мнению Окуямы, был прямым потомком Синра Сабуро Ёсимицу[12]. Как бы там ни было, скорее, это был символический жест уважения к традиции, поскольку сам Окуяма в книге «Хакко-рю гакайхэн» («Хакко-рю и чувство прекрасного») писал: «Какой бы древней ни была традиция, даже боевое искусство с настоящей родословной следует изменениям своей эпохи. Поэтому существует необходимость в определенном смысле стереть все следы древности, подвергнув боевое искусство научному анализу и заново пересмотрев все его содержание».

Программа Хакко-рю включила три раздела:
1) явара – приемы боя голыми руками, с оружием (в Хакко-рю разработана техника боя с железным веером, палкой и мечом) и с подручными средствами (в основном, с предметами повседневного обихода – тростью, зонтиком, свернутой газетой, плащом и даже носовым платком);
2) Кохо сиацу – система приемов пальцевой акупрессуры;
3) госин тайсо – комплекс физических упражнений, ориентированный на работу с энергетическими меридианами кэйраку (меридианная гимнастика[13]).

Раздел явара включает в себя приемы выведения из равновесия, болевые воздействия на суставы, броски, удержания, удушения и удары (атэми) по уязвимым точкам (кюсё). В Хакко-рю изучают также приемы обезоруживания и способы противодействия нескольким нападающим. В основе всей техники лежат три базовых принципа Хакко-рю, сформулированных Окуямой: «идомадзу» - избегать конфронтации, не атаковать первому; «сакаравадзу» - отсутствие силового сопротивления, вместо которого усилия противника перенаправляются на него самого; «кидзуцукэдзу» - не травмировать противника.

Влияние традиционной китайской медицины на систему Хакко-рю дзюдзюцу не ограничилось лишь разделами Кохо сиацу и Госин тайсо. Даосская философия «недеяния» и «следования естественной природе вещей» явилась стрежневым элементов всей системы в целом, что идеологически роднит Хакко-рю с китайскими ушу. В своих работах Окуяма Рюхо неоднократно подчеркивал необходимость «подчинения, покорности Природе». Человек, следующий ее законам, обретает способность отбросить свое ограниченное «Я» и, став единым целым с Миром, достигает умиротворенности и душевного покоя. На практике это выражается в обретении особого состояния, которое сёдай сокэ называет словом «кимо». В японском языке слово кимо означает мужество, отвагу, а также печень[14] (как человеческий орган).

Чем же выделяется система Хакко-рю среди множества других школ японского дзюдзюцу? В первую очередь, что поражает самих японцев, − это методика и краткость срока обучения. Еще в самой первой своей рекламе Хакко-рю дзюдзюцу (называвшегося тогда Мэйсидо) в газете «Ёмиури симбун» от 8 мая 1938 г. сёдай сокэ писал: «Достаточно лишь одной легкой 20-минутной тренировки в день, и необходимые навыки будут получены, более того, всего лишь за неделю можно стать действующим инструктором». Конечно, подобные заявления шокировали публику: можно ли за одну неделю стать специалистом по дзюдзюцу?

В действительности, ответ, подобно коанам дзэн, следует искать за пределами поставленного вопроса. Окуяма сделал поистине революционный шаг, когда отказался от традиционной многолетней схемы обучения, которая принята в старинных японских будзюцу, и суть которой хорошо иллюстрируют высказывания типа: «за 20 лет – половину школы» или «за первые 3 года – не больше трех базовых приемов». Свидетель необратимых изменений в структуре современного японского общества, Окуяма осознавал, что в условиях модернизации больше невозможно придерживаться архаичных схем и методик, которыми, будто цепями, опутаны занимающиеся. Сёдай сокэ говорил, что иерогиф «ко» (древний, старинный) в слове «кобудо» можно иногда понять буквально – уж больно «попахивают музейной пылью» некоторые из старых школ. Одним из первых понятию «традиция» Окуяма противопоставил понятие «информация». Действительно, вместо рассуждений о «высоких материях» и «долгих годах упорного труда», в школе Хакко-рю уже с первых занятий ученики касаются «святая святых» - раздела секретной техники гокуи-но вадза.

Исходя из принципов простоты и универсализма техники, Окуяма попытался избежать ее ненужного усложнения, «замусоривания». Поскольку человеческий организм функционирует у всех примерно одинаково, то, зная базовый принцип воздействия на противника, человек любого возраста, национальности и телосложения может его повторить. Здесь нет секретов. Есть только определенные тонкости в освоении технических приемов, например, угол и степень приложения силы при проведении болевого воздействия и т. д. Именно такое «обыденное понимание» будо и должно определять, по мнению Окуямы, лицо боевого искусства будущего, которое становится искусством для «обычного человека».

В 1943 г., оставив свою врачебную деятельность в Кохо гидзюку, Окуяма открывает «Частную школу боевого искусства Хакко-рю» - Хакко-рю кобудзюку - в местечке Отамагаикэ токийского района Канда (пригород Мацуэда). Это было довольно «жаркое время» для Окуямы. Хакко-рю и Кохо игаку стали пользоваться необычайной популярностью, и от посетителей не было отбоя. Каждый день приходилось индивидуально консультировать, по меньшей мере, 150 человек, поэтому додзё Окуямы в трехэтажном здании в Отамагаикэ всегда было переполнено. Помещение для занятий Хакко-рю дзюдзюцу площадью около 16 кв. м располагалось на первом этаже, на втором находились чайная комната и спальня, а третий этаж занимала комната для лекций по сиацу. В «Дневнике путешествий» мы находим следующую запись, дающую представление о периоде Хакко-рю кобудзюку: «19-й год эпохи Сёва (1944), 8 января. Сихан Хосикасу Такаси непрерывно с восьми утра до шести вечера помогает в церемонии принятия в школу новых учеников, но, как и следовало ожидать, здесь настоящее столпотворение. Мало-помалу к семи часам церемония выдачи разрешений для вступления в школу заканчивается и становиться возможным начать церемонию «передачи учения» - кёдэн. Все новички не могут поместиться в додзё, и часть их толпится у дверей. После поздравлений консультанта сокэ Минами Хайдзан и сэнсэя Эбэ Дзай сихан Хорикири устраивает показательное выступление, за которым следует выступление рассказчика ракуго[15] в стиле Сябафу, все завершается около одиннадцати вечера».

К сожалению, здание Хакко-рю кобудзюку полностью сгорело в феврале 1945 г. при американском авианалете на Токио. Окуяме волей-неволей пришлось уехать из столицы в провинцию и временно поселиться на горе Хагуро-сан в префектуре Ямагата, где, присоединившись к группе ямабуси - последователей синкретического религиозного учения сюгэндо («путь обретения сверхъестественного могущества»), он жил, тренировался и обучал Хакко-рю и Кохо игаку до 1947 г. В этот период к Хакко-рю присоединяется инструктор Ягю синган-рю Судзуки Сосаку. В дальнейшем связь с этой школой дзюдзюцу осуществлялась через Сато Кимбэя, унаследовавшего традицию Ягю синган-рю и также занимавшегося у Окуяма Рюхо.

Испытывая горечь и разочарование от крушения надежд, связанных с Хакко-рю кобудзюку, Окуяма в качестве символического окончания «эпохи Хакко-рю кобудзюку» пишет пособие с подробными комментариями под названием «Дзюхаккадзё хидэн» («Секреты 18 техник»). Однако, наблюдая последствия войны и во что превратилась после нее Япония, он вскоре удаляет из пособия все смертельные для человека приемы хиссацу-вадза. Как он пишет в своей книге «Хакко-рю и чувство прекрасного», «время все полностью меняет. Вот и «18 приемов», убрав приемы сассё - «ранения и убийства», можно использовать как кратчайший путь созидания «совершенного человека».

В ноябре 1947 г. сёдай сокэ переезжает в г. Омия в префектуре Сайтама неподалеку от Токио, где основывает Хакко-дзюку хомбу додзё – Главное додзё частной школы Хакко-дзюку, находящееся там по настоящее время.

Школа Хакко-рю, созданная Окуямой Рюхо, – это не просто еще одна школа дюдзюцу, а совершенно новое комплексное боевое искусство, несущее в себе традиционные культурные ценности: «Для того чтобы распространять Хакко-рю в мире, я, начав с восточной медицины и западной физиологии и анатомии, тщательнейшим образом изучил порядка двух десятков школ будзюцу, духовные практики различных религий, различные виды спорта и физической культуры, методы физического воспитания и укрепления здоровья, традиционные и современные танцы, театральное искусство Кабуки, японский этикет, чайную церемонию и каллиграфию, жанр рассказов ракуго и нанивабуси[16], ораторское искусство, народные песни почти всей Японии, всецело посвятив себя этим исследованиям. Но все это пронизано единым Путем. И я был бы благодарен тому искусству, которое смогло бы внести дополнительный вклад в мое Хакко-рю» (из «Дневника путешествий Окуяма Рюхо»).

Окуяма настаивал, что Хакко-ю нельзя сравнивать с другими будзюцу, это совершенно новое боевое искусство: «В технике Хакко-рю нет ни грамма воинственности, так что можно сказать, что это почти что танец» (из «Разъяснений секретов Хакко-рю» - «Хакко-рю хидэн кайсэцу»).

В послевоенные годы Окуяма развил активную деятельность по распространению и пропаганде своей школы. Побывав практически всех уголках родной Японии, сёдай сокэ в феврале 1961 г. отправился на Окинаву, которая в то время еще была оккупирована американскими войсками. В мае того же года он демонстрировал свое искусство на территории Китайской Республики (Тайвань), а в 70-х годах побывал с визитами во Франции (Париж, 1977 г.), США (1978 г.) и Бельгии (1980 г.). Эти визиты широко освещались в прессе. Так, одна из американских газет поместила 2 сентября 1978 г. статью «Акупунктура пальцами», посвященную визиту Окуямы Рюхо в США. Статья была проиллюстрирована фотографией, снятой в Полицейской академии г. Акрон (штат Огайо)[17], на которой Окуяма демонстрирует воздействие пальцем на болевую точку. Его ассистентом на снимке выступает один из первых учеников-европейцев, будущий глава американского филиала хомбу додзё Майкл Ламоника[18], в то время - сотрудник полиции. Следует отметить, что Хакко-рю дзюдзюцу было очень высоко оценено правоохранительными органами как в Японии, так и во всем мире, а сам сёдай сокэ преподавал после войны Хакко-рю в японской полиции[19].

Сёдай сокэ Окуяма Рюхо был действительно очень энергичным, талантливым и разносторонним человеком, патриотом своей страны. Гораздо больше, чем с представителями школ японских боевых искусств, он общался с известными японскими политиками, дипломатами, синтоистскими и буддийскими священниками, деятелями традиционных японских искусств: актерами, каллиграфами и мастерами чайной церемонии, среди которых у него было немало друзей. Так, его близкими друзьями были известный чтец-рассказчик ракуго Янагия Канэо, комедийные актеры театра Кабуки Фурукава Мунами и Уэда Ёсидзиро, чтец нанивабуси Тотю Кэнкумоэмон и другие. В 1937 г. Окуяма даже выступил по радио в качестве руководителя группы и исполнителя народных песен в программе компании NHK, посвященной народному творчеству.

В Хакко-рю, своем детище, Окуяма видел, прежде всего, «школу жизни» для современного человека, а не «искусство убивать»: «Для тренировок достаточно и повседневной одежды, нет необходимости и в оборудованном додзё, можно заниматься в любой комнате. Ведь имея свободную минутку и место размером в один татами (1,6 кв. м – О. А.), можно с удовольствием изучать и каллиграфию, и икэбану. Поэтому и в изучении будо не должно быть никакого принуждения, можно заниматься дома, вместе с семьей, легко и непринужденно болтая на разные темы» (из «Разъяснений к секретам Хакко-рю»).
(продолжение следует)

ЛИТЕРАТУРА

1. Исигами Токи. Хакко-рю дзюдзюцу то Окуяма Рюхо (Хакко-рю дзюдзюцу и Окуяма Рюхо) //Айки дзюдзюцу-но синдзуй. Хидэн токубэцу хэнсю (Сущность айки дзюдзюцу. Спецвыпуск журнала «Хидэн). – Токио: BAB Japan, 1996. – с. 68-79, 114-117.

2. Кёмидзу Ютака. Дайто-рю айки дзюдзюцу-но гэнсё (Феномен Дайто-рю айки дзюдзюцу) Айки дзюдзюцу-но синдзуй. Хидэн токубэцу хэнсю (Сущность айки дзюдзюцу. Спецвыпуск журнала «Хидэн). – Токио: BAB Japan, 1996. – с. 80-91.

[1] На этот факт указывает в своем интервью журналу «Айки ньюс» сын Окуямы Рюхо, Окуяма Тосио.

[2] «Глава школы в первом поколении» - официальный титул Окуямы Рюхо.

[3] Согласно теории традиционной китайской медицины, в организме человека существует система энергетических каналов цзинло (яп. кэйраку), каждый из которых отвечает либо за отдельный орган, либо за ту или иную систему организма. Воздействием на кэйраку можно добиться восстановления баланса (биохимического, термодинамического и т. д.) организма, что приводит к нормализации функционирования внутренних органов. В теории китайской медицины это называется восстановлением баланса инь-ян. Существует 14 основных (12 парных и 2 непарных) постоянных меридиана, вдоль которых расположены 365 классических биологически активных точек организма. Выделяют также дополнительные поперечные меридианы и внемеридианные активные точки (см. напр., [3]).

[4] «Окуяма Рюхо таби никки» – книга дневниковых записей Окуямы Рюхо, составленная и изданная его сыном.

[5] К сожалению, без подлинника «Эймэйроку» - каталога учеников Такэда Сокаку – проверить, значится ли в нем фамилия «Окуяма», не представляется возможным.

[6] Сын Окуяма Рюхо, Окуяма Тосио, которому отец оставил свое имя Рюхо. Окуяма Тосио (род. 1948г.) с 5 лет занимался у отца и стал впоследстве вторым официальным главой школы Хакко-рю и получил титул «нидай сокэ». Нидай сокэ высказывает также предположение, что его отец встретился с Такэда Сокаку, который был уже очень слаб, в 1936г. в г.Абасири и тогда же получил от него инструкторскую лицензию.

[7] Токио с близлежащими префектурами.

[8] Правда, нидай сокэ выражает сомнения по этому поводу.

[9] Основателем оригинальной традиции Кохо игаку считается Хирата Рёдзан, который разработал систему, сочетающую методы
восточной (иглоукалывание и фитотерапия) и западной (анатомия, физиология и пр.) медицины. Хирата Рёдзан настаивал на необходимости учитывать тесную связь между состоянием всех внутренних органов и функционированием энергетических каналов кэйраку. Методы лечения в Кохо игаку состоят в непосредственном воздействии на кэйраку (обычный и точечный массаж, а также меридианная гимнастика) с целью активизации естественных процессов самооздоровления организма. Девизы Кохо игаку гласят: «Болезнь лечит не врач, а сам пациент»; «врач − лишь помощник больного».

[10] Деятельность Окуямы не ограничивается лишь медициной и боевыми искусствами. В том же году он становиться председателем профсоюза обувной промышленности Хоккайдо.

[11] Число «восемь» в японской культуре символизирует полноту и многообразие всех вещей в мире.

[12] Следы прямых наследников которого, в действительности, затерялись в годы войны Гэмпэй между кланами Тайра и Минамото (1180-1185 гг.).

[13] Меридианная гимнастика – пока мало известный у нас раздел восточных психофизических практик, в последнее время приобретает все больгую популярность на Дальнем Востоке (см., напр., [4]).

[14] У многих народов Земного шара (в том числе и Дальнего Востока) «печень» считается символом отваги и мужества, а также вместилищем души человека. Поэтому в древности японские воины вырезали и съедали печень своих врагов, чтобы приобрести их боевые качества (обычай кимотори). Понятие «кимо» у Окуямы Рюхо более широкое и означает высшие духовные качества человека, «жизненную силу», энергию, а также является синонимом слова «тандэн» («поле киновари» - основной энергетический центр человека, расположенный ниже пупка), которое в своих трудах он вообще не использует.

[15] Это новшество ввел сам сокэ Окуяма. Ракуго - жанр комического эстрадного рассказа.

[16] Нанивабуси - жанр рассказа речитативом.

[17] Кстати сказать, мэр Акрона вручил сёдай сокэ золотой ключ от города и грамоту почетного гражданина города.

[18] Впоследствии он возглавил американский филиал отколовшейся от Хакко-рю хомбу додзё международной организации Кокодо Рэммэй («Союз императорского Пути сердца»).

[19] В настоящее время в хомбу додзё в г. Сайтама (Омия) действуют постоянные специальные курсы для полицейских подразделений. В США Хакко-рю изучают агенты ФБР.