Направления занятий
Техники Айки-но-Дзюцу школы Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Такумакай
- Подробности
- Опубликовано: 19.01.2012 16:20
Ввиду недостатка времени я не буду глубоко погружаться в историю Дайто-рю или Такумакай и затягивать вступление. Позвольте мне сразу перейти к основной теме лекции – техникам Дайто-рю. Дайто-рю Айки-дзюдзюцу – это не просто одна из форм дзюцу. Добавление термина «айки» в качестве префикса имеет важное значение. Это такая разновидность дзю-дзюцу, в которой для контроля и иммобилизации оппонента используются не только принципы борьбы, но также принцип «айки». В целом можно выделить четыре основных принципа учебной программы Дайто-рю Айки-дзюдзюцу:
1) огромное количество техник;
2) большинство техник включают в себя использование «коте»;
3) применение техник Дайто-рю коренным образом отличается от техник дзюдо;
4) айки-но-дзюцу является главным центральным техническим принципом.
Я хотел бы более подробно объяснить каждую из этих характеристик.
1) огромное количество техник
Первая характеристика Дайто-рю – это наличие огромного количества техник. Всего существует 2 884 техники. Такое большое количество техник может вызвать у вас сомнения в том, что они действительно существуют. Дайто-рю Айки-дзюдзюцу – это не современное Будо, а разновидность Кобудо. Возможно, вам уже известно, что техники Кобудо сохраняются посредством практики ката; в практике Кобудо отсутствуют соревнования. После длительного периода такой практики количество техник учебной программы Дайто-рю достигло официальной цифры 2 884. Тем не менее в их число входят вариации движений и позиций, которые рассматривают в качестве самостоятельных техник. С учетом этого факта количество основных техник не превышает 700. Но даже эта цифра выделяет Дайто-рю среди других искусств по количеству техник.
Техники Такумакай были переданы Хиса Такума. Хиса Такума изучал техники Дайто-рю Айки-дзюдзюцу у Уэсибы Морихея и Такеды Сокаку. Он получил 8-ой дан айкидо у Уэсибы и Мэнкё-Кайдэн у Такэда. Учебная программа Такумакай состоит из техник, которым Хиса Такума обучал своих учеников. |
В это время Хиса работал в общенациональной японской газете «Асахи Симбун» и сумел сделать множество фотографий 547 выбранных техник. Затем он добавил простые объяснения к каждой фотографии и создал 9-томное руководство под названием «Сёдэн». Мы до сих пор обращаемся к руководству Сёдэн в наших исследованиях и тренировках. Сёдэн является очень ценным ресурсом. Среди всех искусств Кобудо является редким, удачным исключением благодаря наличию такого большого количества фотографий.
2) большинство техник включают в себя использование «коте»
Второй характеристикой является использование техник контроля «котэ» противника. Я объясню это понятие более подробно. Термин «котэ» обычно относится к локтю, предплечью и запястью. Область от локтя до плеча называется «така-тэ». Соответственно, кисть руки и пальцы не называются «котэ». Тем не менее в Дайто-рю некоторые техники включают воздействие на заднюю поверхность кисти, ладонь и пальцы, что требует расширения понятия «котэ». Поэтому, когда я говорю «котэ», я подразумеваю всю руку до локтя. Техники «котэ» могут включать атаку локтя, предплечья, запястья, кисти и пальцев.
В Дайто-рю существует множество техник, но в основном это техники, использующие «котэ». В учебной программе Дайто-рю существует только ограниченное количество других техник. Техники «котэ» могут быть разделены на три категории. Первая категория – это техники «кансетцу-ваза», в которых применяется давление на суставы или воздействие для движения сустава в неестественном направлении. Вторая группа техник – это «кюшо-ваза» (воздействия на жизненно важные центры), в которых применяется воздействие на физиологически слабые точки воздействия. Третья группа техник называется «айки-ваза». В них защищающийся воздействует на «айки-точки», расположенные в области «котэ» нападающего, вызывая реакцию атакующего для защиты от болевого воздействия. В результате защищающийся получает возможность для осуществления физического и психологического контроля противника. Я называю эти категории «тремя столпами» Дайто-рю. Много превосходных примеров всех этих трех техник находится в разделе техник «котэ». Чуть позже я детально объясню и продемонстрирую различные типы этих техник для каждого. |
3) применение техник Дайто-рю совершенно отличается от техник дзюдо
Третьей характеристикой для обсуждения являются отличия в применении техник Дайто-рю и дзюдо. Люди, знакомые с современным дзюдо, обычно очень сильно удивляются, когда они в первый раз сталкиваются с техникой Дайто-рю. Для них это практически культурный шок. Я сам испытал это на себе. Броски, сваливания и болевые имеются как в дзюдо, так и в Дайто-рю, но при этом применение и типы техник полностью отличаются. Поэтому техники Дайто-рю могут показаться очень странными для дзюдоки.
Если дзюдока хватает противника за воротник или рукава и использует силу своих рук, чтобы тянуть верхнюю часть тела противника к себе, в то же время подсекая или выбивая ноги противника или бросая его на землю, то в Дайто-рю мы не тянем нашего оппонента к себе за рукава или воротник. Мы поступаем противоположным образом. Мы позволяем нашему оппоненту схватить нас за рукав, воротник или запястье, а затем атакуем его или воздействуем на его «котэ». Когда противник инстинктивно двигается, чтобы избежать боли, его действия при попытке найти выход дают нам возможность бросить его на землю практически так же, как если бы он упал сам. Метод, с помощью которого мы «приглашаем» нашего оппонента упасть, не является нисходящим движением. Он достигается с помощью захвата «котэ» противника и выпрямления наших рук в восходящем движении.
Создатель спортивного айкидо Томики Кэндзи был профессором Университета Васэда, получившим 8-ой дан дзюдо от Кано Дзигоро и 8-ой дан айкидо от Уэсибы Морихея. Он описывал различия между техниками айкидо и дзюдо следующим образом:
«Техники дзюдо используют слабости в механике тела оппонента; в то время как айкидо также использует слабости психологии оппонента». Он также отмечал: «Дзюдо часто использует применение двух разных сил в двух различных направлениях, чтобы бросить противника; например, тянуть верхнюю часть тела в одном направлении и подсекать ноги в противоположном направлении. С другой стороны, техники айки используют силу, сфокусированную только в одном направлении». Я объясняю эти различия следующим образом: |
«Техники дзюдо основываются на использовании собственной силы для контроля противника, в то время как техники Дайто-рю основаны на принципе контроля противника путем использования инстинктивного движения его собственного тела».
Понятно ли такое объяснение? Понимаете ли вы, что я имею в виду? Даже такое упрощенное объяснение является довольно сложным для полного понимания, если кто-то не испытал на себе техник Дайто-рю. Если вам не ясно, что я имею в виду, то я постараюсь объяснить это более подробно во время последующей демонстрации.
4) айки-но-дзюцу является главным центральным техническим принципом
Четвертой и последней характеристикой является айки-но-дзюцу. Айки является самым важным и центральным принципом Дайто-рю. Техники, в которых применяется принцип айки, называются «айки-но-дзюцу». Я объясню это более подробно. «Айки-но-дзюцу» - это техники, в которых защищающийся использует принцип айки для контроля атакующего. Если говорить более конкретно, техники айки-но-дзюцу включают контроль и управление телом противника или «котэ» для того, чтобы вызвать реакцию, запустить инстинктивное, рефлекторное движение или заставить противника прекратить атаку.
Мой учитель Хиса Такума получил лицензию Мэнкё-Кайдэн у Такэда Сокаку, удостоверяющую в том, что он изучил полностью все искусство. Вместе с этим сертификатом он получил каталог техник, которые изучил у Такэда. Эти техники включают техники айки-но-дзюцу. Техники айки-но-дзюцу вызывают уникальные реакции у противника, если сравнивать их с техниками других боевых искусств. Атакующий, который сталкивается с техникой айки-но-дзюцу, не имеет выбора, но может только двигаться или реагировать определенным образом. Тем не менее защищающийся не воздействует физически, чтобы заставить атакующего двигаться; атакующий добровольно двигается сам. Техника принимает определенную форму, когда атакующий инстинктивно реагирует на болевое воздействие, которое защищающийся прикладывает к его «котэ». Под «инстинктом» я имею в виду то, что атакующий будет пытаться незамедлительно защитить себя от воздействий защищающегося без каких-либо размышлений. Такой же принцип применяется, даже если противник прекращает атаку и не предпринимает каких-либо движений. Принципы айки и айки-но-дзюцу формируют самые высокие уровни техники Дайто-рю, в то же время они являются принципами, создающими фундамент всех техник Айки дзю-дзюцу, включая самые базовые элементы. Другими словами – все техники Дайто-рю включают айки.
Дайто-рю айки-дзюдзюцу является загадочным искусством, отличающимся от других видов дзю-дзюцу в результате того, что принцип айки-но-дзюцу формирует основу его техники. Оно может эволюционировать в одно из наиболее рациональных и прогрессивных систем дзю-дзюцу. Принцип айки-но-дзюцу был выведен из техник «котэ» Дайто-рю. Техники «котэ», как я уже указывал ранее, включают в себя использование «котэ» противника, чтобы вызвать необходимую физическую реакцию. Техники Дайто-рю являются очень точными и содержат многочисленные вариации. Для контроля противника с помощью айки-но-дзюцу техники разрабатывались с учетом внезапной атаки и защиты. Учебная программа Дайто-рю включает в себя огромное собрание эффективных техник «котэ». Области локтя, предплечья и запястья являются крайне уязвимыми для воздействия или боли. Я считаю, что основатель Дайто-рю разрабатывал техники «котэ», учитывая эти принципы, что позволило ему создать техники айки-но-дзюцу. Если мы поймем, что принципы айки и формы айки-но-дзюцу составляют костяк Дайто-рю, в то время как они фактически содержатся в каждой технике Дайто-рю, мы сможем убедительно утверждать, что понятие айки является фундаментальным принципом Дайто-рю. Техники Дайто-рю построены на теории и динамике айки. Тем не менее, в то время как айки является понятием и динамически выходит из айки-но-дзюцу, сам по себе айки не является силой, навыком или техникой. Я начал изучать это искусство под руководством Хиса Такума 40 лет назад и только недавно осознал полностью этот факт.