Словарь
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ.
- Подробности
- Опубликовано: 27.12.2007 17:29
Данная статья содержит краткий словарь терминов, которые наиболее часто используются в процессе изучения восточных единоборств.
Команды: рэй хо - ритуал, «методы отдания чести»; puцy рэй - поклон стоя; дза рэй - поклон сидя; додзе ни рэй - поклон месту занятий; шомэн ни рэй - поклон месту почитания; ото гаини рэй - поклон друг другу; дзингу рэй - поклон на одном колене; гассо рэй - поклон со сложенными руками; кupuцyu - поднимитесь; хаширу - побежали; хаджи мэ - начинайте; матэ - заканчивайте; ямэ -стоп; дзоку - продолжайте; ясумэ - можно расслабиться; йой - принятие готовности в естественном положение; мава тэ - повернуться; хантай - сменить сторону позиции. |
Счет: ичи - один; ни - два; сан - три; ши (ион) - четыре; го - пять; року - шесть; хити - семь; хати - восемь; ку - девять; дзю - десять. |
Ги - одежда: кимоно - куртка нижняя; дзубон - штаны нижние; оби - пояс; хакама - штаны верхние; хаори - верхняя куртка; хати маки - головной платок; дзори - тапочки. |
Направления движения: зенпо (мае) - вперед; ко (уширо) - назад; йоко - в сторону; нанами - под 45 градусов; хан зен (мае нанами) - под 45 градусов вперед; хан ко (уширо нанами) - под 45 градусов назад; омотэ - перед грудью; ура - за спину. |
Уровни: гедан - нижний, ноги и бедра; чудан - средний, корпус; дзедан - верхний, плечи и голова; дай дзедан - над головой. |
Дистанции: чика ма - короткая; ма - средняя; то ма - длинная; ма ай - контроль дистанции. |
Камае - позиции (дословно - преграда): о ми - полный разворот тела; хан ми - разворот тела под 45 градусов; зен ми - фронтальное положение тела; гьяку хан ми - скручивание под 45 градусов; гьяку о ми - полное скручивание; миги - правосторонняя позиция; хидари - левосторонняя позиция; сэидза - позиция на коленях; фудодза - позиция со скрещенными ногами; шизен - естественная позиция; андза - полулотос, спокойное сидение; ката хиза - позиция на одном колене. |
Ударные части тела: атама мэн - лоб; сэй кен - кулак; хира кен - кулак с выдвинутыми фалангами пальцев; тэтсуи - мышечная часть кулака; ура тэтсуи - обратная мышечная часть кулака; шуто - ребро ладони; хайто - внутреннее ребро ладони; ванто (удэ) - предплечье; нуки тэ - рука-копье; иппон кен - выдвинутая фаланга указательного пальца; накадака кен - выдвинутая фаланга среднего пальца; ойя юби иппон кен - выдвинутая фаланга большого пальца; ура кен - обратная часть кулака; тэй шо - основание ладони; кума дэ - медвежья лапа; тора дэ - тигриная лапа; ваши дэ - орлиный клюв; кокуто - согнутое запястье; хай шу - тыльная часть открытой ладони; сэй рю то - нижняя часть ладони; эмпи (хиджи) - локоть; коши (чусоку) - подушечка ступни; сокуто - ребро ступни; сокутэй - внутреннее ребро ступни; какато - пятка; хиза - колено; цумасаки - пальцы ноги; хай соку - подъем ступни; сунэ - голень. |
Tай хэн дзюцу- искусство перемещения тела. Состоит из: укеми, аши сабаки, тай сабаки и каваши. |
УДАРНЫЕ КОМБИНАЦИИ БУШИНКАН ДЗЮ - ДЗЮЦУ. Состоит из: ИППОН МЭ, HИХ0Н МЭ, САНБОН МЭ. Каждая комбинация состоит из пяти ударов, из которых некоторые повторяются в других комбинациях. Это удары, наиболее часто встречающиеся в поединке. Всего в трех вышеуказанных комбинациях изучаются 10 ударов применяемых по разным уровням. |
УКИ ВАЗА. |
Кузуши - выведение из равновесия. Выведение из равновесия блокирующим движением: кузуши уке. Выведение из равновесия ударом: кузуши атэ. Выведение из равновесия болевым воздействием: кузуши кансэтсу. Выведение из равновесия броском: кузуши наге. ХАППО НО КУЗУШИ. Основные восемь направлений выведения из равновесия, используемые в современных и традиционных видах боевого искусства: 1. Мае кузуши - выведение из равновесия вперед. 2. Миги мае кузуши - выведение из равновесия вперед-вправо. 3. Миги йоко кузуши - выведение из равновесия в сторону-вправо. 4. Миги yширо кузуши - выведение из равновесия назад-вправо. 5. Уширо кузуши - выведение из равновесия назад. 6. Хидари уширо кузуши - выведение из равновесия назад-влево. 7. Хидари йоко кузуши - выведение из равновесия в сторону-влево. 8. Хидари мае кузуши - выведение из равновесия вперед-влево. |
Наге- броски. |
Шимэ - сдавливание: куби дзимэ - давление на шею; санкаку дзимэ - удушение треугольником (плечо, предплечье, кисть): хадака дзимэ - удушение сзади накручиванием: окури эри дзимэ - удушение воротником; ката ха дзимэ - удушение из под плеча: содэ гурума - удушение предплечьями с захватом ворота: ката тэ дзимэ - удушение предплечьями; ката дзюдзи дзимэ - удушение крестом; до дзимэ - сдавливание надпочечников ногами; гьяку дзюдзи дзимэ - обратное удушение крестом; кагато дзимэ - удушение голенью и ногами снизу. |
Кансэтсу вадза - техника воздействия на суставы. Юби кансэтсу - болевые воздействия на пальцы: юби аге - пальцы вверх; юби отоши - пальцы вниз: юби гарами - узел пальцев; ко гороши - выворачивание мизинца; ойя гороши - выворачивание большого пальца. Котэ кансэтсу - болевые воздействия на кисти: котэ гаеши - дожим кисти по естественному сгибу; котэ отоши - опрокидывание кисти; котэ маваши - вращение кисти по кругу; котэ хинэри - выкручивание кисти; котэ гарами - узел кисти. Хиджи кансэтсу - болевые воздействия на локти: ваки гатамэ - рычаг локтя боком; хиджи маки коми - обворачивание и давление на локоть; каннуки гатамэ - замок локтя; удэ дзюдзи гатамэ - рычаг локтя скрещиванием рук; ката гатамэ - рычаг локтя через плечо. Kama кансэтсу - болевые воздействия на плечи: они кудаки - «разрушение демона», вращение согнутой в локте руки сбоку: ура ката ха - загиб руки за спину; гедзя дори - вращение согнутой в локте руки захватом под плечо: рю отоши - «падающий дракон», вращение согнутой в локте руки с отталкиванием; шихо гьяку - опрокидывание за согнутую руку с вращением над головой. |
Нэ вадза - технические действия, выполняемые в положение лежа. Удэ кансэтсу - техника болевых воздействий на руку: удэ хишиги дзюдзи гатамэ - скрестный рычаг локтя: гьяку дзюдзи гатамэ - обратный рычаг локтя давлением ноги: хиза гатамэ - рычаг локтя коленом: кеса гарами - рычаг локтя через бедро сбоку; удэ гарами - узел руки. |
Словарь терминов IAIHEIHO
Общие термины | |
Budo | японские боевые искусства |
Iaido | один из видов традиционных японских боевых искусств, сущностью которого является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, находящихся за поясом, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом |
Iaiheiho | То же, но имеющее чисто практическую направленность, с использованием определенной стратегии |
Menkyo kaiden | сертифицированная полная передача |
Команды, часто употребляемые фразы | |
Chakuza | команда «опуститься в сейдза» |
Taito | вставить меч за пояс |
Datto | вытащить меч из-за пояса |
Kiritsu | Встать |
Domo arigato gozaimashita | Благодарю вас |
Dozo | Пожалуйста |
Sumimasen | Извините (для привлечения внимания т.е. при попытке пройти через толпу людей) |
Hajime | Начало |
Yame/Owari | Остановиться/Прекратить |
Hai | «Да» |
Taijo | команда удалиться, букв, покинуть помещение |
Seiza | позиция сидя на коленях |
Звания и титулы: | |
Soke | глава семьи/глава стиля(школы) |
Sensei | рожденный прежде / тот, кто учит |
Renshi, Kyoshi, Hanshi | титулы в Иайдо |
Sempai | старший ученик (все, кто начал заниматься иайдо, прежде чем Вы) |
Kohai | юный студент (все, кто начал заниматься иайдо после Вас) |
Dan | мастерский уровень(от 1-го до 10-го shodan, nidan, sandan, yondan, godan, rokudan, nanadan, hachidan, kudan, judan). |
Kyu | ученический уровень |
Yudansha | практикующий имеющий уровень дан(черный пояс) |
Mudansha | практикующий, не имеющий черного пояса |
laidoka | Тот, кто занимается иайдо |
События | |
Embu | демонстрация |
Keiko | практика, тренировка |
Taikai | события с конкуренцией |
Shinsa | дан тест, экзамен на дан |
Названия некоторых частей тела | |
Suigetsu | солнечное сплетение |
Kata | плечо |
Те | кисть |
Нага | нижняя часть живота |
Tanden | центр в нижней части живота |
Koshi | Бедра, таз |
Типы разрезов, положения меча | |
Kesagiri | сверху вниз по диагонали разрез, вход между ухом и плечом выход над костью таза |
Katate kesagiri | тоже одной рукой |
Morote kesagiri | тоже двумя руками |
Kiriage | Диагональный рез снизу-вверх, обратный Kesa giri |
Yokomen | Диагональный рез головы, остановка киссаки над плечом |
Dogiri (koshi guruma) | горизонтальный рез корпуса, вход над костью таза |
Ganmen | прямой удар в верхнюю часть головы |
Kirioroshi (Makko) | Вертикальный (решающий) рез мечом |
Nukitsuke | обнажение меча с одновременным нанесением удара |
Furi kaburi | замах, поднятие меча над головой |
Sune gakoi | блок для защиты ног (голени) |
Yoko ichi monji kiri | горизонтальный боковой разрез повторяющий форму иероглифа «один» |
Tameshigiri | тестовое разрубание предметов |
Sayabiki | движение, при котором, не отрывая руки от отверстия ножен, мизинец прижимают к оби и тянут кулак назад |
Sayabonare | отрыв меча от ножен при Nukitsuke |
Chiburui (chiburi) | стряхивание крови, очистка лезвия |
Enkei-chiburui | большое круговое chiburui |
Yoko chiburui | горизонтальное боковое chiburui |
Noto | возврат меча в ножны |
Hayaosame | более быстрая версия Noto |
Soto gake | положение меча, при котором лезвие повернуто под углом 45° |
Меч | |
Bokken/Bokuto | Деревянный меч/деревянный меч с ножнами |
laito | меч для практики Иайдо, выполненный, как правило, из цинкоалюминиевого сплава, из немагнитного металла, не затачиваемый |
Shinken | острый боевой меч |
Kata n a | название японского меча, на самом деле одна из разновидностей его монтировки |
Одежда | |
laigi | Одежда для практики Иайдо |
Monstuki | Одежда для практики Иайдо с длинными широкими рукавами и гербом |
Juban | нижнее белье, носили под montsuki |
Hakama | традиционная одежда самурая, широкие юбка-брюки |
Kaku obi | широкий пояс, элемент одежды занимающегося Иайдо |
Специальные термины, принципы выполнения движений | |
Shisei | позиция, стойка, выправка |
Kihaku | мощь, выход силы (давить, толкать энергией) |
Mesen | линия взгляда, траектория движения глаз |
Metsuke | фиксация взгляда, цеплять глазами |
Zanshin | направленный контроль (оставить дух), настороженность, контроль пространства вокруг себя и готовность к действию |
Enbusen | линия движения, траектория, рисунок движения |
Haia geiko | непрерывная быстрая тренировка, переход от одного движения или ката к другому без остановки, слитное выполнение |
Happo shingan | контроль пространства вокруг, видение сердцем окружающего пространства |
Riai | тактика, логическое согласование техники |
Chosi | темп |
Kyojyaku | ритм |
Kime | решимость, мысленная проекция траектории удара |
Kokkyu (Kisoku) | соединение энергии и дыхания |
Ki | энергия, жизненная сила, проявление всеобщего движения мироздания |
Kiai | концентрация духовной и психической энергии, также различают Yusei по kiai - с криком, Musei по kiai - беззвучный |
Ki ken tai ichi | соединение меча, тела и энергии |
Ashi itaru, koshi itaru, katana itaru | соединение стоп, таза и меча в одном направлении |
Katsuriyoku | принцип наполнения изнутри наружу |
Tai sabaki | перемещения тела |
Ashi sabaki | перемещения ног |
Ma | дистанция, пространство, интервал (по времени) |
Waza | Техника |
Kata | формы, определенные наборы движений, в которых заложена информация о тактике и стратегии школы |
Kamae | Позиция, стойка (обеспечивающая эффективное ведение схватки) |
Hanmi | Положение тела в «четверть оборота», под 45° к противнику |
Saya okuri | выдвиганйе сая вперед на расстояние одного кулака при выполнении |
Mukai saya | сдвигание, возврат сая назад |
Sei chu sen | центральная линия, вертикальная линия, которая проходит по поверхности тела человека и делит его на две равные половины |
Tsuba giri | выталкивание цубы большим пальцем с последующим переводом на saya |
Ni ji buri | ошибка, двойной замах |
Tegiri или Tsukagiri | ошибки, руки или рукоятка идут раньше, чем kissaki |
Jo ha kyu то ко kyu | принцип извлечения меча из ножен описывающий скорость его движения «медленно - быстрее и взрыв». |
Kissaki sanzun saya no uchi | три суня в ножнах |
Kissaki issun saya no uchi | один сунь в ножнах |
Tsui hei heiko | положение меча, когда он одновременно параллелен средней линии и параллелен полу |