БУДО

Словарь

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ.

Данная статья содержит краткий словарь терминов, которые наиболее часто используются в процессе изучения восточных единоборств.

 

 

Команды:

рэй хо
- ритуал, «методы отдания чести»;
puцy рэй - поклон стоя;
дза рэй - поклон сидя;
додзе ни рэй - поклон месту занятий;
шомэн ни рэй - поклон месту почитания;
ото гаини рэй - поклон друг другу;
дзингу рэй - поклон на одном колене;
гассо рэй - поклон со сложенными руками;
кupuцyu - поднимитесь;
хаширу - побежали;
хаджи мэ - начинайте;
матэ - заканчивайте;
ямэ -стоп;
дзоку - продолжайте;
ясумэ - можно расслабиться;
йой - принятие готовности в естественном положение;
мава тэ - повернуться;
хантай - сменить сторону позиции.
Счет:

ичи
- один;
ни - два;
сан - три;
ши (ион) - четыре;
го - пять;
року - шесть; 
хити - семь;
хати - восемь; 
ку - девять;
дзю - десять.
Ги - одежда:

кимоно
- куртка нижняя;
дзубон - штаны нижние;
оби - пояс;
хакама - штаны верхние;
хаори - верхняя куртка;
хати маки - головной платок;
дзори - тапочки.
Направления движения:

зенпо (мае)
- вперед;
ко (уширо) - назад;
йоко - в сторону;
нанами - под 45 градусов;
хан зен (мае нанами) - под 45 градусов вперед;
хан ко (уширо нанами) - под 45 градусов назад;
омотэ - перед грудью;
ура - за спину.
Уровни:

гедан - нижний, ноги и бедра;
чудан - средний, корпус;
дзедан - верхний, плечи и голова;
дай дзедан - над головой.
Дистанции:

чика ма - короткая;
ма - средняя;
то ма - длинная;
ма ай - контроль дистанции.
Камае - позиции (дословно - преграда):

о ми - полный разворот тела;
хан ми - разворот тела под 45 градусов;
зен ми - фронтальное положение тела;
гьяку хан ми - скручивание под 45 градусов;
гьяку о ми - полное скручивание;
миги - правосторонняя позиция;
хидари - левосторонняя позиция;
сэидза - позиция на коленях;
фудодза - позиция со скрещенными ногами;
шизен - естественная позиция;
андза - полулотос, спокойное сидение;
ката хиза - позиция на одном колене.
Ударные части тела:

атама мэн - лоб;
сэй кен - кулак;
хира кен - кулак с выдвинутыми фалангами пальцев;
тэтсуи - мышечная часть кулака;
ура тэтсуи - обратная мышечная часть кулака;
шуто - ребро ладони;
хайто - внутреннее ребро ладони;
ванто (удэ) - предплечье;
нуки тэ - рука-копье;
иппон кен - выдвинутая фаланга указательного пальца;
накадака кен - выдвинутая фаланга среднего пальца;
ойя юби иппон кен - выдвинутая фаланга большого пальца;
ура кен - обратная часть кулака;
тэй шо - основание ладони;
кума дэ - медвежья лапа;
тора дэ - тигриная лапа;
ваши дэ - орлиный клюв;
кокуто - согнутое запястье;
хай шу - тыльная часть открытой ладони;
сэй рю то - нижняя часть ладони;
эмпи (хиджи) - локоть;
коши (чусоку) - подушечка ступни;
сокуто - ребро ступни;
сокутэй - внутреннее ребро ступни;
какато - пятка;
хиза - колено;
цумасаки - пальцы ноги;
хай соку - подъем ступни;
сунэ - голень.

Tай хэн дзюцу- искусство перемещения тела. Состоит из: укеми, аши сабаки, тай сабаки и каваши.

1. Укеми - спасение тела при падениях. В этот раздел входят кайтэн хо - методы кувырка и различные приемы боевой акробатики, например:

мае кайтэн рио тэ - кувырок вперед с помощью рук;
мае кайтэн мутэ - кувырок вперед без помощи рук;
йоко кайтэн - кувырок в сторону;
уширо кайтэн - кувырок назад;
джун кайтэн - кувырок вперед - в сторону;
зенпо укеми - жесткое падение вперед на предплечья;
зенпо кайтэн укеми - страховка кувырком вперед;
йоко укеми - страховка при падении на бок;
йоко кайтэн укеми - страховка кувырком в сторону;
кохо укеми - жесткое падение назад;
кохо кайтэн укеми - страховка кувырком назад;
кутэн укеми - страховка вперед в сальто;
йоко гохо укеми - жесткое падение в сторону;
кохо гохо укеми - жесткое падение на спину;
зенпо кайтэн гохо укеми - жесткое падение кувырком вперед;
о тэн рио тэ - колесо вперед;
о тэн ката тэ - колесо вперед через одну руку;
дайше puн - колесо вперед с разворотом;
дайше рин ката тэ - колесо вперед с разворотом через одну руку;
саю оки огари - подъем разгибом с лопаток;
атама тэн то - подъем разгибом с головы;
о тэн оки гари - подъем в стойку кувырком назад;
сэй фу оки гари - подъем в стойку "вихрем";
мавари тэн то - рандат (колесо на две ноги);
кайтэн тэн то - переворот вперед на ноги.

2. Aши сабаки - перемещения ногами.
Могут выполняться в тачи вадза – положение стоя или сувари вадза - положение на коленях. Возможны комбинированные варианты, например, перемещение начинается в тачи вадза, а заканчивается в сувари вадза, и наоборот. Наиболее распространенными видами перемещений являются следующие:

аюми аши - естественный шаг;
тсуги аши - подшаг впереди стоящей ногой;
йоко аши - скрестный шаг в сторону;
мавари аши - поворот;
ирими тэнкан - шаг вперед с разворотом на 180 градусов;
тэнкан - разворот на 180 градусов на опорной ноге;
хан тэнкан - разворот на 90 градусов на опорной ноге;
сури аши - приставной шаг;
тоби кондо - перемещение подскоком;
тоби ми - перемещение прыжком.

3. Тай сабаки - перемещения корпуса (тела) без движения ног. Например:
 
хики ми - отклонение средней части корпуса;
сори ми - отклонение верхней части корпуса;
йоко фури ми - пронос тела в сторону;
кайшин - скручивание тела наружу;
рюсуй - скручивание тела внутрь,
отоши ми - опускание тела вниз.

4.Каваши - уворачивания, объединение техник аши сабаки, тай сабаки и укеми.

УДАРНЫЕ КОМБИНАЦИИ БУШИНКАН ДЗЮ - ДЗЮЦУ.  Состоит из: ИППОН МЭ, HИХ0Н МЭ, САНБОН МЭ. Каждая комбинация состоит из пяти ударов, из которых некоторые повторяются в других комбинациях. Это удары, наиболее часто встречающиеся в поединке. Всего в трех вышеуказанных комбинациях изучаются 10 ударов применяемых по разным уровням.

ИППОН МЭ. (Первая комбинация):

1. Ое цуки - прямой удар рукой с шагом. Может выполняться кулаком ( сейкен), основанием ладони ( тэйшо), пальцами ( нукитэ) или фалангами пальцев ( хиракен, иппонкен).
2. Гьяку цуки - прямой удар разноименной рукой. Может выполняться кулаком ( сейкен), основанием ладони ( тэйшо), пальцами ( нукитэ) или фалангами пальцев ( хиракен, иппонкен).
3. Мае гери - прямой удар ногой вперед. Может выполняться подушечкой ступни ( коши), пяткой ( какато) или пальцами ( цумасаки).
4. Maваши гери - круговой удар ногой вперед. Может выполняться подушечкой ступни ( коши) или пальцами ( цумасаки).
5. Сайю учи - удар рукой сверху вниз по дуге. Может выполняться обратной стороной кулака ( уракен), мышечной частью кулака ( тетсуи) или ребром ладони ( шуто).

HИХ0Н МЭ. (Вторая комбинация):

1. Ура йокомэн учи - круговой удар рукой изнутри наружу.
2. Гьяку цуки - прямой удар разноименной рукой.
3. Гедан маваши гери - круговой удар ногой в нижний уровень. Может выполняться подушечкой ступни ( коши), голенью ( сунэ) или пальцами ( цумасаки).
4. Хидза кеаге - прямой восходящий удар коленом. Обычно выполняется с захватом корпуса, одежды или головы.
5. Маваши эмпи учи - круговой удар локтем. Обычно выполняется с захватом корпуса, одежды или головы.

САНБОН МЭ. (Третья комбинация):

1. Омотэ йокомэн учи - круговой удар рукой снаружи вовнутрь. Может выполняться ребром ладони ( шуто), обратным ребром ладони ( xaйmo), кулаком ( сейкен) или мышечной частью кулака ( тетсуи).
2. Гьяку цуки - прямой удар разноименной рукой.
3. Маваши гери - круговой удар ногой вперед. Может выполняться подушечкой ступни ( коши) или пальцами ( цумасаки).
4. Уширо кекоми - прямой удар ногой назад (или вперед с поворотом спиной на 180 градусов). Может выполняться пяткой или внешним ребром ступни.
5. Ура йокомэн учи - круговой удар рукой изнутри наружу. Может выполняться ребром ладони ( шуто), обратной стороной кулака ( уракен) или мышечной частью кулака ( тетсуи).

УКИ ВАЗА.
Изучив базовые формы ударной техники, следует приступить к изучению техники защиты - уки ваза. Базовый раздел уки ваза в боевом искусстве Бушинкан включает 10 простых блокирующих движений руками и ногами.

УКИ НО КАТА - Форма блокирующих движений.
 
1. Ува уки - восходящий блок предплечьем ( удэ) или ребром ладони ( шуто).
2. Сото уки - блок снаружи вовнутрь предплечьем ( удэ) или ребром ладони ( шуто).
3. Каги уки - крюкообразный блок предплечьем ( удэ) на среднем уровне.
4. Каке учи уки - блок с захватом движением изнутри наружу.
5. Йоко дзюдзи уки - крестообразный блок предплечьями ( удэ) в сторону на среднем уровне.
6. Эмпи уки - так называется целый раздел жестких блоков-ударов, выполняемых локтями по конечностям противника. На тренировках эти приемы отрабатываются очень осторожно т.к. они легко могут привести к травме атакующего партнера.
7. Гедан барай - сбивание атакующей конечности противника предплечьем (удэ), мышечной частью кулака ( тетсуи) или ребром ладони ( шуто) движением изнутри наружу.
8. Сото гедан барай - сбивание атакующей конечности противника предплечьем ( удэ), движением снаружи вовнутрь.
9. Сукуи уки - блок черпающе-подхватывающим движением, выполняемый на среднем уровне движением снаружи вовнутрь или изнутри наружу.
10. Ашибо каке уки - подхватывающая подставка голени или мышечной части лодыжки как защита от атаки в нижний уровень.

Также часто применяют как технику защиты разнообразные удары по конечностям используя при этом изученную ранее ударную технику кулака ( цуки уки, уракен уки), ребра ладони ( шуто уки) или ступни ( сокуто уки, сокутей уки).

Кузуши - выведение из равновесия.

Выведение из равновесия блокирующим движением: кузуши уке.
Выведение из равновесия ударом: кузуши атэ.
Выведение из равновесия болевым воздействием: кузуши кансэтсу.
Выведение из равновесия броском: кузуши наге.

ХАППО НО КУЗУШИ. Основные восемь направлений выведения из равновесия, используемые в современных и традиционных видах боевого искусства:

1. Мае кузуши - выведение из равновесия вперед.
2. Миги мае кузуши - выведение из равновесия вперед-вправо.
3. Миги йоко кузуши - выведение из равновесия в сторону-вправо.
4. Миги yширо кузуши - выведение из равновесия назад-вправо.
5. Уширо кузуши - выведение из равновесия назад.
6. Хидари уширо кузуши - выведение из равновесия назад-влево.
7. Хидари йоко кузуши - выведение из равновесия в сторону-влево.
8. Хидари мае кузуши - выведение из равновесия вперед-влево.

Наге- броски.

Аши наге - броски ногами:
 
о сото отоши - задняя подножка, «большое наружное опрокидывание»:
о сото гурума - отхват под две ноги, «большой наружный переворот»:
йоко гари - выбивание ноги в сторону;
о учи гари - большой зацеп изнутри:
тай отоши - передняя подножка, «опрокидывание тела»;
ко сото барай - задняя подсечка под пятку, «маленькое сметание наружу»:
де аши барай - боковая подсечка, «сметание ног»:
окури аши барай - боковая подсечка в темп шагов:
ко учи барай - подсечка изнутри;
хараи тсурикоми аши - передняя подсечка в темп шагов.

Коши наге - броски бедром, тазом или через поясницу:

о гоши - бросок через поясницу:
уки гоши - бросок подбиванием тазом:
хараи гоши - сметание бедром, подхват под две ноги:
учи мата - подхват изнутри:
уширо гоши - обратный подбив тазом;
гьяку гоши – обратный бросок через поясницу:
рио тэ гоши - бросок через бедро с захватом обеих рук:
яма араси - «горный поток», подхват под две ноги на вытянутую руку:
ханэ гоши - подсад голенью изнутри:
коши гурума - переворот через поясницу.

Сеои наге - броски через плечо:

иппон сеои наге - бросок через плечо с захватом за одну руку;
сеои отоши - бросок через плечо с опусканием на колено:
сеои аге - бросок через плечо с подхватом ладонью бедра:
гьяку сеои - обратный бросок через плечо;
ката гуруми - переворот через плечи;
моротэ сеои наге - бросок через плечо с захватом руки и ворота;
моротэ сеои отоши - бросок через плечо с захватом руки и ворота с опусканием на колено;
рио тэ сеои наге - бросок через плечо с захватом двух рук;
ката отоши - переворот через плечи с опусканием на колени:
рио аши наге - переворот через плечи с захватом двух ног.

Аши дори - броски с захватом ног:

моротэ гари - подбив с захватом двух ног;
кучики даоши - сбивание с захватом локтя и колена;
кибиси гаеши - сбивание с захватом пятки;
хиза кузуши - выведение из равновесия толчком в колено;
сукуи наге - опрокидывание “зачерпыванием” за две ноги.

Сутэ ми - «падение тела», бросок с падением бросающего:

уки вадза - передняя подножка с приседанием на пятке;
йоко отоши - боковая подножка с падением;
тани отоши - задняя подножка с падением;
йоко гурума - переворот через грудь с падением;
йоко вакаре - передняя подножка с падением;
томое наге - бросок через голову с упором стопы в живот;
суми гаеши - бросок подсадом голенью, садясь;
тавара гаеши - переворот через голову с захватом корпуса:
хиккоми гаеши - переворот с болевым воздействием на локоть;
кани басами - подбив двумя ногами на уровне бедер, «ножницы».

Шимэ - сдавливание:

куби дзимэ - давление на шею;
санкаку дзимэ - удушение треугольником (плечо, предплечье, кисть):
хадака дзимэ - удушение сзади накручиванием:
окури эри дзимэ - удушение воротником;
ката ха дзимэ - удушение из под плеча:
содэ гурума - удушение предплечьями с захватом ворота:
ката тэ дзимэ - удушение предплечьями;
ката дзюдзи дзимэ - удушение крестом;
до дзимэ - сдавливание надпочечников ногами;
гьяку дзюдзи дзимэ - обратное удушение крестом;
кагато дзимэ - удушение голенью и ногами снизу.
Кансэтсу вадза - техника воздействия на суставы.

Юби кансэтсу - болевые воздействия на пальцы:

юби аге - пальцы вверх;
юби отоши - пальцы вниз:
юби гарами - узел пальцев;
ко гороши - выворачивание мизинца;
ойя гороши - выворачивание большого пальца.

Котэ кансэтсу - болевые воздействия на кисти:

котэ гаеши - дожим кисти по естественному сгибу;
котэ отоши - опрокидывание кисти;
котэ маваши - вращение кисти по кругу;
котэ хинэри - выкручивание кисти;
котэ гарами - узел кисти.

Хиджи кансэтсу - болевые воздействия на локти:

ваки гатамэ - рычаг локтя боком;
хиджи маки коми - обворачивание и давление на локоть;
каннуки гатамэ - замок локтя;
удэ дзюдзи гатамэ - рычаг локтя скрещиванием рук;
ката гатамэ - рычаг локтя через плечо.

Kama кансэтсу - болевые воздействия на плечи:

они кудаки - «разрушение демона», вращение согнутой в локте руки сбоку:
ура ката ха - загиб руки за спину;
гедзя дори - вращение согнутой в локте руки захватом под плечо:
рю отоши - «падающий дракон», вращение согнутой в локте руки с отталкиванием;
шихо гьяку - опрокидывание за согнутую руку с вращением над головой.
Нэ вадза - технические действия, выполняемые в положение лежа.

Удэ кансэтсу - техника болевых воздействий на руку:

удэ хишиги дзюдзи гатамэ - скрестный рычаг локтя:
гьяку дзюдзи гатамэ - обратный рычаг локтя давлением ноги:
хиза гатамэ - рычаг локтя коленом:
кеса гарами - рычаг локтя через бедро сбоку;
удэ гарами - узел руки.

Словарь терминов IAIHEIHO

Общие термины
Budo японские боевые искусства
Iaido один из видов традиционных японских боевых искусств, сущностью которого является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, находящихся за поясом, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом
Iaiheiho То же, но имеющее чисто практическую направленность, с использованием определенной стратегии
Menkyo kaiden сертифицированная полная передача
Команды, часто употребляемые фразы
Chakuza команда «опуститься в сейдза»
Taito вставить меч за пояс
Datto вытащить меч из-за пояса
Kiritsu Встать
Domo arigato gozaimashita Благодарю вас
Dozo Пожалуйста
Sumimasen Извините (для привлечения внимания т.е. при попытке пройти через толпу людей)
Hajime Начало
Yame/Owari Остановиться/Прекратить
Hai «Да»
Taijo команда удалиться, букв, покинуть помещение
Seiza позиция сидя на коленях
Звания и титулы:
Soke глава семьи/глава стиля(школы)
Sensei рожденный прежде / тот, кто учит
Renshi, Kyoshi, Hanshi титулы в Иайдо
Sempai старший ученик (все, кто начал заниматься иайдо, прежде чем Вы)
Kohai юный студент (все, кто начал заниматься иайдо после Вас)
Dan мастерский уровень(от 1-го до 10-го shodan, nidan, sandan, yondan, godan, rokudan, nanadan, hachidan, kudan, judan).
Kyu ученический уровень
Yudansha практикующий имеющий уровень дан(черный пояс)
Mudansha практикующий, не имеющий черного пояса
laidoka Тот, кто занимается иайдо
События
Embu демонстрация
Keiko практика, тренировка
Taikai события с конкуренцией
Shinsa дан тест, экзамен на дан
Названия некоторых частей тела
Suigetsu солнечное сплетение
Kata плечо
Те кисть
Нага нижняя часть живота
Tanden центр в нижней части живота
Koshi Бедра, таз
Типы разрезов, положения меча
Kesagiri сверху вниз по диагонали разрез, вход между ухом и плечом выход над костью таза
Katate kesagiri тоже одной рукой
Morote kesagiri тоже двумя руками
Kiriage Диагональный рез снизу-вверх, обратный Kesa giri
Yokomen Диагональный рез головы, остановка киссаки над плечом
Dogiri (koshi guruma) горизонтальный рез корпуса, вход над костью таза
Ganmen прямой удар в верхнюю часть головы
Kirioroshi (Makko) Вертикальный (решающий) рез мечом
Nukitsuke обнажение меча с одновременным нанесением удара
Furi kaburi замах, поднятие меча над головой
Sune gakoi блок для защиты ног (голени)
Yoko ichi monji kiri горизонтальный боковой разрез повторяющий форму иероглифа «один»
Tameshigiri тестовое разрубание предметов
Sayabiki движение, при котором, не отрывая руки от отверстия ножен, мизинец прижимают к оби и тянут кулак назад
Sayabonare отрыв меча от ножен при Nukitsuke
Chiburui (chiburi) стряхивание крови, очистка лезвия
Enkei-chiburui большое круговое chiburui
Yoko chiburui горизонтальное боковое chiburui
Noto возврат меча в ножны
Hayaosame более быстрая версия Noto
Soto gake положение меча, при котором лезвие повернуто под углом 45°
Меч
Bokken/Bokuto Деревянный меч/деревянный меч с ножнами
laito меч для практики Иайдо, выполненный, как правило, из цинкоалюминиевого сплава, из немагнитного металла, не затачиваемый
Shinken острый боевой меч
Kata n a название японского меча, на самом деле одна из разновидностей его монтировки
Одежда
laigi Одежда для практики Иайдо
Monstuki Одежда для практики Иайдо с длинными широкими рукавами и гербом
Juban нижнее белье, носили под montsuki
Hakama традиционная одежда самурая, широкие юбка-брюки
Kaku obi широкий пояс, элемент одежды занимающегося Иайдо
Специальные термины, принципы выполнения движений
Shisei позиция, стойка, выправка
Kihaku мощь, выход силы (давить, толкать энергией)
Mesen линия взгляда, траектория движения глаз
Metsuke фиксация взгляда, цеплять глазами
Zanshin направленный контроль (оставить дух), настороженность, контроль пространства вокруг себя и готовность к действию
Enbusen линия движения, траектория, рисунок движения
Haia geiko непрерывная быстрая тренировка, переход от одного движения или ката к другому без остановки, слитное выполнение
Happo shingan контроль пространства вокруг, видение сердцем окружающего пространства
Riai тактика, логическое согласование техники
Chosi темп
Kyojyaku ритм
Kime решимость, мысленная проекция траектории удара
Kokkyu (Kisoku) соединение энергии и дыхания
Ki энергия, жизненная сила, проявление всеобщего движения мироздания
Kiai концентрация духовной и психической энергии, также различают Yusei по kiai - с криком, Musei по kiai - беззвучный
Ki ken tai ichi соединение меча, тела и энергии
Ashi itaru, koshi itaru, katana itaru соединение стоп, таза и меча в одном направлении
Katsuriyoku принцип наполнения изнутри наружу
Tai sabaki перемещения тела
Ashi sabaki перемещения ног
Ma дистанция, пространство, интервал (по времени)
Waza Техника
Kata формы, определенные наборы движений, в которых заложена информация о тактике и стратегии школы
Kamae Позиция, стойка (обеспечивающая эффективное ведение схватки)
Hanmi Положение тела в «четверть оборота», под 45° к противнику
Saya okuri выдвиганйе сая вперед на расстояние одного кулака при выполнении
Mukai saya сдвигание, возврат сая назад
Sei chu sen центральная линия, вертикальная линия, которая проходит по поверхности тела человека и делит его на две равные половины
Tsuba giri выталкивание цубы большим пальцем с последующим переводом на saya
Ni ji buri ошибка, двойной замах
Tegiri или Tsukagiri ошибки, руки или рукоятка идут раньше, чем kissaki
Jo ha kyu то ко kyu принцип извлечения меча из ножен описывающий скорость его движения «медленно - быстрее и взрыв».
Kissaki sanzun saya no uchi три суня в ножнах
Kissaki issun saya no uchi один сунь в ножнах
Tsui hei heiko положение меча, когда он одновременно параллелен средней линии и параллелен полу